Коллекторское городское­­ бюро "КГБ"
Назад к списку

ВОЗВРАТ КОРПОРАТИВНЫХ ДОЛГОВ В ПЕРИОД КРИЗИСА 

Кризис- данное слово звучит сейчас практически повсеместно, особенно, при характеристиках взаимоотношений и анализа работы предприятий Украины.При этом одним из основных, неотъемлемых признаков экономического кризиса является наличие огромного массива задолженности предприятий и предпринимателей - наличие всеобщей проблемы так называемых корпоративных долгов

Неоплата поставленного предприятиям-контрагентам товара, задолженность за выполненные услуги, задержки с расчетами, которые затягиваются на долгие месяцы, а то и годы-все эти ситуации давным-давно известны каждому предпринимателю, собственнику бизнеса, коммерческому директору.Кроме того, в последний период прослеживается резкая и четкая тенденция увеличения объема проблемных долгов юридических лиц.Это связано с объективными экономическими изменениями, произошедшими в стране, вследствие перераспределения бизнеса во многих ключевых сферах и отраслях экономики.Но, вынужден признать, во многих своих проблемах долгов виноваты и сами компании, перед которыми встает данная проблема.К моему глубокому сожалению, у многих предпринимателей качество и юридическая составляющая, легитимность оформляемых ими документов (договора, накладные, счета и прочие) оставляет желать лучшего, так как, по сложившейся традиции многие предприниматели продолжают работать «на доверии» или же по так называемой «второй форме», без необходимого оформления правоотношений и сделок, отгружая товар контрагенту с отсрочкой платежа, что впоследствии приводит к негативным последствиям для самих же кредиторов. Нередки случаи оформления долгов по каким либо операциям частных предприятий путем оформления расписок на сумму задолженности, которые выдают частные лица -директора, менеджеры данных предприятий, что переводит решение проблемы долга из хозяйственных в гражданско-правовые отношения.Кроме того, у многих компаний отсутствуют методики предварительной проверки платежеспособности и репутации контрагента перед отгрузкой товара или выполнением работ по заказу, что, опять же, создает серьезные проблемы с расчетами.Классический метод взыскания таких долгов (путем направления претензий и обращения в хозяйственный суд) в лучшем случае заканчивается получением судебного решения и приказа без получения конечного результата в виде перечисления денег и возврата долга, в худшем же случае – из-за неправильного, юридически неграмотного составления договорных и прочих документов по долгу или же даже отсутствия таковых даже выиграть суд является для юристов предприятия существенной проблемой, не говоря уже о фактическом погашении долга.Компания «КГБ» более 7 лет занимается взысканием корпоративных долгов, применяя при этом как юридические методы взыскания корпоративной задолженности, так и комплексный подход с использованием альтернативных методов, допустимых к применению в рамках законодательства.Следует подчеркнуть ,что самыми главными признаками эффективной деятельности по разрешению кризисной ситуации по взысканию задолженности с юридического лица или частного предпринимателя являются:-оперативность;-комплексный подход к проблеме возврата долга, который включает в себя не только ряд связанных юридических мер (определенных Хозяйственным процессуальным Кодексом Украины),но и применение альтернативных (досудебных ,переговорных, медиативных) методов разрешения данной проблемы взыскания задолженности;-применение к решению проблемы задолженности предприятий так называемого метода информационной поддержки (через привлечение средств массовой информации и информационного сопровождения возврата долга в каждом конкретном случае, когда существует целесообразность такого информационного сопровождение, применение современных PR—методов).

 Вначале несколько слов об оперативности в подходе к проблеме взыскания долга.Как уже было отмечено выше, традиционный путь (претензионный и судебный) являются медлительными и позволяют должникам избежать финансовой ответственности за неплатежи.Одним же из основных методов корпоративного коллекторства, применяемых в работе Компанией «КГБ» ,является достаточно быстрая организация информационного сопровождения взыскания, в рамках которого руководителям предприятия-должника на предварительных переговорах описывают, а при отсутствии с их стороны адекватной реакции и демонстрируют все возможные последствия сообщения достоверных сведений о наличии задолженности и начале процедуры ее взыскания ключевым партнерам и контрагентам предприятия-должника.Мы называем такой метод «точечное информирование» ,которое, в случае необходимости и адекватной реакции от руководства недобросовестной компании-должника может превратиться, посредством привлечения СМИ и через распространение современными методами, в массовое информирование и побудит предприятие-должник к активным действиям для решения проблемы возврата долга.Если же предприятие –должник продолжает игнорировать наличие проблемы, или начинает оказывать сопротивление, то информационные (PR) методы продолжают использоваться параллельно с юридической деятельностью и часто подкрепляют ее, но тут мы уже переходим к такой важной черте корпоративного коллекторства как комплексность.К примеру, мало кто из недобросовестных руководителей-должников верит в возможность применения к нему норм уголовного законодательства Украины и привлечение его к ответственности за мошеннические действия, или же в вероятность доведения такого дела до суда и ,соответственно, понесения заслуженного наказания, Однако. На практике зачастую его позиция меняется, когда он понимает, что кроме подачи соответствующего заявления в правоохранительные органы профессионалы агентства по взысканию долгов также обеспечивают информационное освещение процедуры расследования его конкретной ситуации и его освещение в СМИ, т.е., правоохранительные органы оказываются в ситуации, когда об их некомпетентности или же умышленном затягивании криминального производства узнает широкая общественность через СМИ и адресное информирование вышестоящего руководства, что вынуждает их проводить расследование и привлекать виновных к ответственности с четким соблюдением требований закона. 

 Если же сравнивать как составляющую комплексного подхода досудебную (с применением переговорного и медиативного методов) и судебную схему взыскания долгов, то каждая из этих схем эффективна, но в конкретном случае, в зависимости от состояния предприятия должника/ответчика, это определяется на предварительной стадии анализа и оценки материалов, подтверждающих задолженность, а также на стадии оценки реальной платежеспособности должника.Во многих случаях досудебное разрешение споров - самый быстрый и недорогой способ урегулирования разногласий. 

В практике компании "КГБ" более 65% корпоративных долгов взыскивалось в досудебном порядке В противном случае клиентам предлагаются инструменты комплексного взыскания, в которые будут входить сервисы по ведению судебного процесса и последующего контроля принудительного взыскания на этапе исполнения решения суда, при необходимости банкротство оппонента.

 В деятельности компании «КГБ» нет единого шаблона работы с проблемными дебиторами. В нашей практике большинство проектов по возврату проблемных корпоративных долгов включало в себя 2 ключевых направления: 

 1) прямая работа с должником и его руководством (медиация, переговорные методы, информационная поддержка и PR сопровождение , досудебное разрешение спора); 

 2) ведение юридических процессуальных действий, полная правовая поддержка как на стадии судебного разбирательства,так и на стадии принудительного взыскания задолженности. 

Зачастую при такой конфигурации обеспечения взыскания судебные споры заканчиваются подписанием мировых соглашений до момента вынесения решения суда. Что является весомым плюсом для обеих сторон (кредитора и дебитора). 

 Однако, отмечу, что в условиях, когда все считают расходы и ценят время, популярными становятся альтернативные средства разрешения споров. Считаю,что одним из наиболее перспективных способов, имеющих отличное будущее в Украине .является Медиация.  

Медиация- альтернативный способ разрешения споров при помощи независимой стороны, т. н. медиатора.

В рамках этого процесса стороны обычно привлекают третью сторону (опытного медиатора), на плечи которой и ложится обязанность помочь спорящим прийти к оптимальному разрешению спора, причем это разрешение обязательно должно устраивать обе стороны.

 В практике Компании «КГБ» неоднократно возникали ситуации, когда возникший спор было крайне затруднительно разрешить традиционным путем (то есть, через суд). Решение спора при помощи участия третьей независимой стороны нивелирует традиционный для украинских судов риск получить непредсказуемое решение.Кроме того, часто для клиентов принципиально важно сохранить конфиденциальность всего процесса, а медиация является очень успешным способом сохранения и неразглашения сведений, составляющих коммерческую тайну сторон.В Украине коммерческая медиация еще мало распространена и является скорее элитным сервисом, эффективно используемым ограниченным числом бизнесов. Однако, уверен, что хотя медиация не панацея от всех проблемных долгов, но является привлекательной альтернативой судам в современных реалиях Украины. 

Руководитель Компании "КГБ" Сергей Семенов